«Мы полны решимости поддерживать операторов на российском рынке»

«Мы полны решимости поддерживать операторов на российском рынке»

Томас Земан, Генеральный директор Airbus Helicopters Vostok, рассказал о своем видении вертолетного рынка России, отношении к санкциям и перспективах. 

В преддверии крупнейшего события на российском вертолетном рынке, хотелось бы узнать Ваше мнение о реалиях и трендах на международных рынках в свете последних прогнозов Honeywell. Какие сегменты доминируют с устойчивым спросом, а какие переживают не лучшие времена (HEMS, SAR, VIP)?

Россия занимает второе место в мире по объему парка, уступая США, где эксплуатируется порядка 7000 вертолетов. Однако, если рассматривать все страны ЕС как единый рынок, то второе место будет за ним. Honeywell прогнозирует темпы роста на уровне 3-4% в год, в то время как Airbus Helicopters предсказывает ежегодный рост рынка вертолетов на 2-5% в ближайшие годы. Как вы видите, есть небольшое расхождение. Мы ожидаем, что к 2036 году будет выпущено порядка 20 000 новых вертолетов. Мы по-прежнему полагаем, что на долю однодвигательных машин будет приходиться порядка 50% всех поставок. Около 35% займут легкие и средние двухдвигательные вертолеты. Оставшаяся доля рынка придется на сегмент суперсредних и тяжелых машин. Это будет способствовать росту мирового парка вертолетов с сегодняшних 25000 до порядка 37000 машин в 2036 году. Основным драйвером спроса (36%), на наш взгляд, останется Азиатско-Тихоокеанский регион. За последние шесть лет парк вертолетов Китая вырос практически в три раза. Североамериканский рынок также будет очень активным, несколько ниже будут показатели в европейской части (включая Россию). Росту будут способствовать, в основном, сильные экономические показатели и социальные факторы, особенно в развивающихся регионах. Изменение законодательного регулирования в странах с переходной экономикой и развитие инфраструктуры также окажет влияние на расширение парка. Ожидается, что экономики таких стран как Китай, Индия, Индонезия, Турция и Мексика войдут в десятку крупнейших в мире, что будет также стимулировать спрос на вертолеты.

Airbus Helicopters ожидает, что в краткосрочной перспективе для сегментов частной и деловой авиации, государственных нужд, авиационных работ, санитарной авиации будет характерно обновление парка на сформировавшихся рынках, в то время как на развивающихся ключевым фактором станет его расширение. Мы считаем, что относительно низкий спрос сохранится в нефтегазовом сегменте за счет низких цен на нефть и переизбытка средних и тяжелых вертолетов.

Сложилось ли у Вас впечатление, что за последние два года российский вертолетный рынок немного уходит в рецессию? Возможно он «перегрет» или же экономический и политический фон сыграли свою злую шутку?

Оценивать рынок можно по-разному. Если вы посмотрите на сегмент гражданских вертолетов и машин для государственных нужд, то ситуация не так уж плоха: в рамках федеральной программы развития санитарной авиации поставлен 31 вертолет. Однако если посмотреть на традиционные сегменты, то – уверен, мы все с этим согласимся – с точки зрения продаж в 2018 году российский вертолетный рынок столкнулся со сложностями. В прошлом году я отмечал, что правительственная инициатива по поддержке развития санитарной авиации в России – очень хорошая идея. Сегодня я придерживаюсь того же мнения. Но я также считаю, что это решение послужило фактором, который оказал некоторое давление на традиционные сегменты рынка. К сожалению, несмотря на наше долгосрочное присутствие в России, продукция Airbus Helicopters не может участвовать в программе по развитию санитарной авиации. С нашей точки зрения, рынок в этом сегменте был одновременно слабым и высококонкурентным. Мы очень заинтересованы в участии в этом проекте. С мировой долей рынка в сегменте санитарной авиации в 60% мы способны предложить этой программе ценные опыт и решения.

Читайте также  Qatar обещает купить у Boeing пять грузовиков

Кроме того, переходный период в год президентских выборов ознаменовался более высоким инфляционным давлением, чем ожидалось, а также ограниченным экономическим ростом. В этой связи многие инвестиционные решения были отложены. Я не думаю, что рынок «перегрет», но мы, безусловно, находимся на переходной стадии, когда на рынке появляются новые, безопасные и эффективные вертолеты. Этот переход и решение операторов обновить парк или заказать абсолютно новые модели требуют перемен в восприятии с точки зрения всей цепочки формирования стоимости и удобства для конечных пользователей. Компания Airbus Helicopters предлагает самую современную продукцию на рынке на сегодняшний день, и мы полны решимости поддержать операторов и инвесторов на этом переходном этапе.

В России обычно говорят о рисках взаимодействия с западными компаниями в свете санкций, введенных в Европе. Видите ли вы трудности в сотрудничестве с российскими партнерами?

Сегодня слово «санкции» очень часто всплывает в деловых разговорах во всех отраслях российской экономики. Очевидно, что они являются определенным сдерживающим фактором. Однако в своей работе мы стремимся придерживаться всех международных и внутренних регламентов, и санкции – это далеко не единственные правила, которые мы должны соблюдать. Ни для кого не секрет, что авиационная промышленность сильно зарегулирована, и я думаю, что необходимость работать в условиях строгого соблюдения законодательства заложена в нашей ДНК как компании. Поэтому мы приспосабливаемся к новым условиям. Хочу заверить наших партнеров, что мы в России надолго и будем продолжать поддерживать их и работать с ними на этом рынке. Однажды наступит тот день, когда санкции уйдут в прошлое…

По вашему мнению, российский авиапром способен в среднесрочной перспективе существенно потеснить зарубежных производителей? Есть классы вертолетов, где Airbus Helicopters чувствует себя достаточно комфортно?

Как вы знаете, Airbus обычно не комментирует деятельность других производителей. Россия – это исторически авиационная держава, и многие игроки отрасли здесь были первопроходцами в разные периоды ее развития. Отмечу, что российский рынок весьма конкурентный. Именно конкуренция держит нас в тонусе и заставляет нас быть лучше. В конце концов, рынок, операторы, конечные пользователи выигрывают от этого до тех пор, пока правила игры одинаковы для всех. На сегодняшний день Airbus Helicopters предлагает самый полный и современный модельный ряд вертолетов на рынке: от нашего бестселлера, легкого однодвигательного H125, до тяжелого двухдвигательного H225. Поэтому мы чувствуем себя комфортно во всех сегментах рынка. Что касается России, то мы воодушевлены перспективами развития нашей линейки вертолетов, в которой недавно появились пятилопастной H145 и инновационный H160.

Читайте также  Qatar Airways расширяет свой грузовой флот с помощью Boeing 777F

Успех любого производителя на зарубежном рынке – развитая сеть сервисных центров. В России дела обстоят достаточно хорошо. Но тем не менее, не могли бы Вы озвучить планы по расширению саппорта. (В России, несмотря на сокращение поставок, у вас самый большой парк среди западных производителей. Как вы оцениваете динамику рынка послепродажного обслуживания вертолетов в России?)

Действительно, рынок послепродажного обслуживания вертолетов в России достаточно хорошо развит. В стране действует множество сервисных центров, сертифицированных федеральными авиационным властями, и это отличная новость для всех операторов вертолетов. Однако в сравнении с европейской частью России (Центральный и Северо-Западный федеральные округа), которая имеет развитую инфраструктуру, другие регионы являются более изолированными. Пока не появился крупный национальный игрок, этот рынок останется довольно фрагментированным. Но рынок неуклонно развивается, становится все более организованным. Мне кажется, что немного больше консолидации пошло бы ему на пользу – это позволило бы рынку сформировать единые стандарты работы. Со своей стороны мы авторизуем те сервисные центры, которые соответствуют ключевым ценностям компании. Наша основная задача здесь – качественная работа с сервисными компаниями с целью укрепить послепродажную поддержку вертолетов Airbus Helicopters на российском рынке. Нам важно, чтобы услуги, которые предлагают сервисные центры, соответствовали нашей стратегии.

Удовлетворены ли вы тем, как эксплуатируется техника в России с точки зрения налета и исправности парка?

Удовлетворение запросов заказчиков – это один из главных приоритетов Airbus Helicopters. Существует множество различных критериев, которые влияют на этот показатель. Один из них – это эксплуатационная готовность. Мы довольны теми позициями, на которых сейчас находимся, но что касается безопасности – здесь никогда нельзя довольствоваться достигнутым. Мы смотрим не только на статистику, но и на отдельные моменты, которые могут осложнять выполнение поставленных заказчиком задач. Компания Airbus Helicopters вкладывает значительные средства в обеспечение эксплуатационной готовности парка путем постоянного сокращения трудоёмкости техобслуживания, повышения надежности наших машин, развития линии клиентской поддержки с помощью единого центра по поддержке операторов в AOG-ситуациях. Мы продолжаем расширяться за счет растущей доступности данных и технологий, с помощью которых мы предлагаем все больший объем подключаемых услуг. Это, в свою очередь, позволяет заранее планировать необходимые мероприятия по техническому обслуживанию. В России у нас есть специальная команда клиентской поддержки, которая ежедневно помогает нашим заказчикам с их текущими запросами, будь то поставка запасных частей, техническая поддержка или другие вопросы.

Читайте также  «Ансаты» улетают В Азию

С какими производственными результатами компания AHV закончила год в России? Какова география поставок и типы воздушных судов?

Как мы и говорили, в 2018 году компания поставила на российский рынок 10 вертолетов Airbus Helicopters. Нашим основным рынком остается сегмент однодвигательных вертолетов, на котором мы предлагаем H125 и H130.

Расскажите, пожалуйста, нашим читателям немного подробнее о бренде ACH? Каков спрос на машины в VIP конфигурации среди российских заказчиков?

Компания Airbus имеет самую широкую линейку вертолетов на рынке, при этом каждый тип многофункционален и может использоваться для выполнения самых разных задач. ACH – это маркетинговый бренд, в рамках которого для каждой отдельно взятой модели создаются конфигурации, наиболее соответсвющие нуждам заказчиков частной и бизнес-авиации. И неважно, пилотируют ли эти люди вертолет самостоятельно или же летают в качестве пассажиров. Комплектация ACH Line – это интерьер, ранее известный под названием Stylence. Однако ACH – не просто бренд, а целая команда инженеров, дизайнеров и представителей в каждом регионе мира, включая Россию. Они занимаются разработкой VIP-решений на протяжении всего срока службы вертолета, начиная с подбора индивидуального дизайна интерьера и заканчивая специальными опциями послепродажного обслуживания. На сегодняшний день Airbus является единственным производителем, который предлагает одновременно и самолеты, и вертолеты в сегменте частной и деловой авиации. Таким образом, ACH может работать в тесном сотрудничестве с Airbus Corporate Jets (ACJ), «унаследовав» опыт коллег в области люксовых продуктов и услуг.

По вашей оценке, какова доля Airbus Helicopters на российском рынке частных и корпоративных вертолетов?

На самом деле не всегда легко распределить наших операторов по сегментам. Так, например, вертолет H145 с интерьером для корпоративных перевозок с 8 пассажирскими креслами может быть всего за 15 минут переоборудован в машину для медицинской эвакуации с двумя носилками и двумя креслами или же в транспортный вертолет, который способен перевозить грузы весом 1,6 тонн с помощью грузового крюка. Однако если говорить об эксплуатации вертолета для частных или корпоративных перевозок, мы бы оценили долю этого рынка примерно в 60% от общего парка вертолетов Airbus Helicopters в России. Мы считаем, что двухдвигательные вертолеты ACH, которые недавно пополнили модельный ряд компании, позволят нам получить преимущество над нашими конкурентами в России, которые всегда были сосредоточены в основном в сфере частных перевозок. Таким образом, мы сможем увеличить собственные показатели.