Семейный внедорожник

Семейный внедорожник

BizavNews уделяет большое внимание новинкам международного авиапрома. Мы стараемся не пропустить ни одной новости о последних моделях популярных бизнес-джетов и вертолетов. Но есть один класс, о котором мы пишем достаточно мало. Это современные «семейные самолеты», которые воплощают в себе передовые технологии, оптимальные возможности и комфорт. Сегодня наш герой ТВМ930. Но обо всем по порядку.

После трудовых будней на RUBAE мы отправились в небольшой французский городок Тарб – сердце французской компании DAHER. Милый городок раскинулся у подножья Пиренейского хребта, а атмосфера располагала к приятному времяпрепровождению. Несмотря на выходной день, представители DAHER пошли нам на встречу и показали свои владения, организовав экскурсию по заводу и предоставили самолет для тест-драйва.

История DAHER, которая насчитывает более чем вековую историю, как оказалась очень тесно связана с Россией. Пожалуй, что этому можно посветить отдельный материал, уж слишком много интересных моментов мы узнали из рассказа Филиппе де Сеговия (Philippe de Segovia), который отвечает за маркетинг и развитие бренда компании. Завод DAHER огромен. Здесь располагаются цеха по производству как отдельных элементов, включая композитный и покрасочный, так и цех окончательной сборки, где производят уже готовые самолеты. На заводе не только изготавливаются новые турбопропы, но и выполняются работы по техническому обслуживанию и ремонту, а также модернизации самолетов всей линейки. Как правило, на изготовление нового самолета уходит чуть больше недели. Перед передачей нового борта он три раза поднимается в воздух для проверки работы всех систем. Если необходимы доработки, например, после установки интерьера, количество тестовых полетов может быть увеличено. О пошаговом превращении «металла в самолет» мы также расскажем в отдельном материале. Это действительно очень интересно.

Пока мы осматриваем производство, наш гид рассказывает об истории ТВМ930. 5 апреля 2016 года французская компания DAHER представила новый однодвигательный турбовинтовой самолет TBM 930, который является обновленной версией модели TBM 900.  DAHER TBM 930 – в основном базируется на конструкции самолета ТВМ900, но с одним большим отличием, которое заметно только в кабине пилотов, – наличие нового Garmin G3000 (который и добавил «30» в цифровой индекс модели самолета), задает планку скорости и теперь является самым быстрым в классе однодвигательных турбовинтовых самолетов с максимальной крейсерской скоростью 611 км/час на эшелоне 280 (в условиях ISA). Это совершенно новый класс очень быстрого турбовинтового самолета, сочетающий в себе высокую скорость реактивного самолета, и эффективность и экономичность самолета с турбовинтовым двигателем. Одной из самых привлекательных особенностей самолета в глазах владельцев являются возможность совершать посадку в небольших региональных и горных аэропортах с короткими ВПП, а также большая дальность полета (до 3304 км) и полезная нагрузка. Г-н де Сеговия отметил, что несмотря на то, что ключевыми рынками для самолета являются США, Канада и Великобритания, ТВМ отлично зарекомендовал себя и в Австралии, где выполняет взлеты и посадки с грунтовых полос. А все в той же Канаде ТВМ летает с «зимних ВПП».

Читайте также  Turkish Airlines закупает грузовые Boeing’и

Самолет TBM 930 оборудован самой современной с учетом последних трендов «стеклянной» кабиной Garmin G3000, включающей три монитора с высоким разрешением диагональю 12 дюймов имеющим широкий угол обзора. Последняя версия программного обеспечения, так называемого Syntetic Vision Technology (SVT), позволяет пилоту видеть виртуальную дорогу в небе, повышая безопасность пилотирования. Основываясь на данных интегрированных систем управления полетом Garmin G3000 предоставляет сводные данные о скорости и высоте полета, навигационные указания, визуализацию воздушной обстановки и метеоинформации, а также о состоянии и параметрах работы двигателя. Для простоты использования Garmin G3000 установлены два терминала GTC580 имеющих сенсорное управление системами и меню авионики самолета. В состав бортового радионавигационного оборудования входит полностью интегрированный цифровой автопилот управляющий самолетом позволяющий снизить нагрузку на пилота и упрощает пилотирование самолета. Встроенный спутниковый телефон, интегрированный со всеми системами, поможет всегда быть на связи.

TBM 930 предлагает самый элегантный и комфортный интерьер кабины самолета, который содержит самые последние изменения салона модели 2013 ТВМ850 «Elite» и ТВМ900 с целью создания большего пространства и универсальности конфигурации. Внутренняя отделка самолета выполнена из высококачественной кожи, а в салоне расположены два пилотских и четыре расположенных друг напротив друга (с возможностью поворота по ходу движения) удобных регулируемых кресла с опускаемыми подлокотниками и большой инкрустированный ценными породами древесины или отделкой углеволокнами (карбоном) стол. В салоне расположено достаточно вместительное багажное отделение. Добавлена возможность установки портативного туалета вместо одного кресла в третьем ряду кресел. Свободный проход в салон самолета возможен через большую дверь с электрическим приводом, имеется складной трап с перилами. В стандартной конфигурации установлена отдельная пилотская дверь.

Несколько цифр, которые вы должны знать:

  • Дальность – 2300 км с четырьмя пассажирами (плюс два пилота) и 110 кг багажа. Максимальная – 3300 км.
  • Средний расход – 210 литров на час полета с учетом запуска и руления
  • Максимальный взлетный вес – 3354 кг.
  • Стоимость – $4,1 млн. ($3,9 млн. ТВМ910)
  • Подготовка пилота – 14 дней (при наличии свидетельства пилота)

Салон TBM 930 объединяет в себе простор, красоту и расширенную функциональность

Для нашего тест-драйва был выбран абсолютно новый самолет, который готовился для передачи клиенту. Наш маршрут: Tarbes-Lourdes-Pyrénées Airport — Biarritz-Anglet-Bayonne Airport, который расположен на берегу Атлантического океана. Трехминутная подготовка к полету, и мы на исполнительном старте. Разбег занял чуть более 650 метров. Мы сразу отметили, что самолет очень маневренный и … тихий. Кабина пилота с Garmin 3000 больше напоминает кокпит космического корабля. Самолет управляется легко, Garmin делает 80% всей работы за пилота. Пока есть время, «рассмотрим» салон, так сказать с точки зрения пассажира – понажимав, потрогав, порегулировав все, что нажимается, трогается и регулируется…

Читайте также  SpaceJet как символ успеха вместо провалов Mitsubishi

В салоне самолета располагается шесть кресел: два пилотских и четыре, имеющих всевозможные регулировки, пассажирских кресла, расположенные друг напротив друга («клубная посадка») со складным столом по центру, которые отделан ценными породами дерева. Просторный салон предлагает достаточно много места сидящим друг напротив друга пассажирам, позволяя даже высоким пассажирам, не касаться коленями во время полета. Салон, имеющий отделку из высококачественных материалов, создает впечатление ручной работы, предлагая новую интерпретацию притягательной современности. Под креслами располагаются небольшие отделения для хранения небольших вещей или, например, напитков.

Салон самолета  TBM 930 предлагает множество новых функций, направленных на улучшение комфорта пассажиров и гибкости конфигурации салона. Наиболее отличительным признаком TBM 930, является возможность среднего ряда кресел разворачиваться по направлению движения самолета. Новая конфигурация обеспечивает увеличенное пространство для размещения негабаритного багажа. При установке четырех пассажирских кресел по направлению движения в самолете TBM930 снимаются два задних кресла позволяя создать беспрепятственный доступ к багажному отсеку. Во время полетов с небольшим количеством багажа, груз располагается за грузовой сеткой в стандартном внутреннем багажном отсеке, обеспечивая дополнительное пространство. Длинные, громоздкие предметы, такие как сумки для гольфа или сноуборды могут быть закреплены с помощью большой грузовой сетки, которая, по существу, объединяет задний багажный отсек и дополнительное багажное пространство.

Также в пространстве между пилотскими и пассажирскими креслами возможно опционально установить шкафчики пирамидальной формы с выдвижными отделениями для посуды, продуктов и термосов с горячими напитками. С правой стороны, в одном из шкафчиков располагается цифровой мультимедиа проигрыватель. В салоне самолета расположено семь прямоугольных окон, оснащенных солнцезащитными шторками. Одно из окон, расположенное по правой стороне, имеет люк аварийного покидания самолета. Предусмотрены места подключения компьютеров и розетки постоянного тока напряжением 14/24V.

Система автоматического климат контроля компании «Liebherr» первой и пока единственной, применяемой в классе легких самолетов, позволяет пассажирам точно подстраивать под себя индивидуальные предпочтения температуры воздуха и интенсивность работы нагнетателя, направленно распределяющего воздух по салону.

Помимо этого, предусмотрена возможность индивидуально настраивать температуру и интенсивность обдува кабины пилота.

Чтобы пассажирам очередное путешествие показалось короткой прогулкой, из списка дополнительных опций можно заказать мультимедийный пакет. В этом случае в проходе между кабиной пилотов и пассажирским салоном устанавливается 19 дюймовый цветной жидкокристаллический монитор со встроенным цифровым мультимедиа проигрывателем с объемом встроенного твердотельного диска 512 Гигабайт. Выбирать для себя варианты развлечений задние пассажиры смогут посредством пульта дистанционного управления. Прослушивание звука осуществляется через наушники с активным шумоподавлением компании BOSE. Также, как дополнительное оборудование, возможно заказать туалет со шторкой, который может пригодиться во время длительных путешествий. Устанавливается на место одного из кресел и при необходимости возможно снять или установить в течение 10 минут. Эта опция довольно популярна среди владельцев постоянно летающих с маленькими детьми.

Читайте также  Истории выдающегося пилота

Доступ в салон самолета производится через складной трап с перилами и через большую дверь с электрическим приводом, имеющий кнопки управления снаружи и внутри салона.

Фюзеляж

Новый фюзеляж самолета DAHER TBM 930, базируется на конструкции и системах самолета ТВМ 900, который разрабатывался в течение более трех лет и включает 160 тысяч часов разработок и исследований с последующими 200 часами летных испытаний. TBM 930 прошел сертификацию с началом поставок клиентам в апреле 2016 года.

Инженеры компании DAHER интегрировали 26 модификаций в новый TBM 930, основываясь на проверенных узлах и агрегатах семейства самолетов ТВМ 900, ТВМ 850 и ТВМ 700. Конструкторы провели аэродинамическую оптимизацию фюзеляжа путем добавления винглетов на крыльях и нового вертикального оперения и хвостового конуса новой формы, а также новые створки основного шасси, что и позволило увеличить скорость полета, используя, такую же мощность двигателя.

Двигатель

На самолете ТВМ 930 установлен такой же, проверенный эксплуатацией в разных климатических условиях, двигатель PT6A-66D с мощностью на валу 850 лошадиных сил, ранее установленный на самолете ТВМ 900 и ТВМ 850. Но на этой модели инженеры произвели полный редизайн носового отсека до самой противопожарной перегородки. Для улучшенной циркуляции воздушного потока двигателя изменили в форме банана воздухозаборник и капот, выполненный из углеродных волокон, также была изменена форма выхлопных патрубков.

Pratt & Whitney Canada PT6 – один из самых популярных и надежных турбовинтовых двигателей для самолетов в авиационной истории. Семейство двигателей PT6 особенно известно за чрезвычайно высокую надежность с межремонтным ресурсом 7000 часов на некоторых моделях. Основной вариант, PT6A, представлен в большом разнообразии моделей, покрывая диапазон мощности между 580 и 920 лошадиными силами на валу на двигателях основных серий, и до 1940 л/с (1450 кВт) на двигателях «мощных» серий.

Развитие семейства PT6 началось в конце 1950, когда назрела необходимость замены популярных в применении звездообразных двигателей Pratt & Whitney Wasp, производившиеся тогда на более современные и экономичные. Полномасштабное производство нового двигателя после пары лет испытаний началось в 1963, поступая в эксплуатацию в следующем году. К своему 50-летнему юбилею (2011 год) компания Pratt & Whitney поставила более, чем 39000 двигателей PT6A различных модификаций. Данный двигатель используется в более чем 100 различных моделях самолетов, включая все модификации турбовинтовых самолетов компании DAHER.

Продолжение следует…